Аграрная политика

НДС на продукты питания в Украине, оценки возможных экономических эффектов.

НДС на продукты питания

Без надлежащей оценки всех возможных экономических эффектов внедрения сниженной ставки НДС на продукты питания в Украине и сельхозпродукцию, которая используется при их производстве, может нарушить конкурентную среду в аграрном секторе экономики.  Привести к нежелательным последствиям, отметил заведующий отделом финансово-кредитной политики Национального научного центра «Институт аграрной экономики », к.э.н. Леонид Тулуш, комментируя соответствующие законодательные инициативы, зарегистрированные в Верховной Раде Украины в конце 2017 (рег. №7420 и два альтернативных — реестр. №7420-1 и №7420-2).

По его мнению, ключевым вопросом при введении пониженной ставки на продукты питания и сельхозпродукцию, которая используется в качестве сырья для их производства, является формирование перечня соответствующих товарных позиций. Данная проблема требует максимально взвешенного подхода и значительного объема аналитической работы с целью минимизации возможных негативных последствий как для бюджета, так и для самих субъектов хозяйствования.

С одной стороны, отметил Леонид Тулуш, необходимо предотвратить значительные потери бюджетных поступлений, очевидны при снижении ставки НДС. Итак, на первом этапе реализации идеи применения сниженной ставки на продукты питания перечень продуктов должен быть минимальным — иначе бюджетные потери будут неприемлемыми.

С другой стороны, желательно не сформировать преимуществ отдельным субъектам аграрного бизнеса при включении их продукции в перечень товаров, поставки которых будут облагаться налогом по пониженной ставке.

Кроме того, следует учитывать и возможное негативное влияние на деятельность сельхозтоваропроизводителей, зарегистрированных плательщиками НДС. Необходимо исключить случаи, когда «выходной» НДС не будет покрывать полной мере суммы «входного», то есть возникать так называемое «дебетовое сальдо» по НДС. Последнее гарантированно будет иметь место при выборе законопроекта №7420, отметил эксперт.

Оценка ученых Института аграрной экономики.

При принятии окончательного решения о введении пониженной ставки на продукты питания и сельхозпродукцию, которая используется при их производстве, необходимо учитывать и цель такого новшества.

Это может быть как обеспечение доступности продуктов питания для населения с низкими доходами, так и поддержка отдельных направлений деятельности, продукция которых попадет в перечень на пониженную ставку.

Ставки НДС на продовольствие в Украине.

Кроме того, введение сниженной ставки НДС на продовольствие в Украине должно способствовать выравниванию условий хозяйствования между официальной и «серой» аграрной экономикой. Ведь представители последней не платят НДС, в результате чего имеют ценовые преимущества, считает Леонид Тулуш.

По его словам, следует учитывать и уровень развития процессов вертикальной интеграции на рынках отдельных видов продовольствия. Потому что субъекты хозяйствования, в которых введен цепочку «производство — переработка — торговля» в рамках одной группы взаимосвязанных лиц, однозначно получат большие преимущества. Чем субъекты, не контролируют переработку и торговлю продукцией ими продукции.

Учитывая это, в перечень товарных позиций, которые будут подпадать под действие пониженной ставки НДС, целесообразно включить сельхозпродукцию, которая входит в следующих групп.

Первая, это агропродукция, значительные объемы которой производятся хозяйствами населения, которые не являются плательщиками НДС, а следовательно, реализуются преимущественно без уплаты НДС. Речь идет, прежде всего, о молоке, мясо крупного рогатого скота, лошадей, овец, кроликов, индюков, мед и овощи. Рынки соответствующих продуктов характеризуются значительным количеством товаропроизводителей и низким уровнем вертикальной интеграции производственных процессов.

Ко второй группе, по мнению эксперта, относится сельхозпродукция, подавляющее большинство которой вывозится за пределы территории Украины в таможенном режиме экспорта. Следовательно, требует значительных объемов бюджетного возмещения НДС. Это, в частности, пшеница, ячмень, кукуруза, подсолнечник, рапс и соя.

Понятно, что под действие пониженной ставки НДС подпадать и поставки продуктов питания, произведенных будут главным образом из соответствующих видов сельхозпродукции.

Таким образом удастся, с одной стороны, минимизировать бюджетные потери, которые будут иметь место при введении пониженной ставки НДС. С другой — частично выровнять конкурентную среду для плательщиков и неплательщиков НДС из числа сельхозтоваропроизводителей, функционирующих на соответствующих сегментах аграрного рынка.

Популярное

Наверх