Каким будет следующий сезон для производителей яблок? Что будет с ценами на яблоки? И почему маркетинг — самый приоритет? Мыслями по этому поводу делится экономист инвестиционного центра ФАО Андрей Ярмак.
«Сейчас яблоко, в среднем, на 65-75% дороже, чем год назад. А что же будет в следующем сезоне?
Вот мои десять выводам по ценам:
1. Рекордный сбор яблок в Украине в 2018 году, при условии, что не будет повторения ситуации с заморозками в начале мая, которые выпадают в среднем раз в 7-10 лет.
2. Рекордное производство ожидается также в Польше.
3. Восстановление производства, как минимум до объемов 2016 ожидается в других странах ЕС, а в странах «нового ЕС» — рост производства.
4. Усилия по диверсификации экспорта в текущем сезоне замерли, и замирает еще больше по мере роста цен. Жаль, потому что именно в этом сезоне можно было бы выходить на новые рынки наиболее успешно, ведь проблемы с предложением — во всех странах. Соответственно, в конце года снова начнем искать новых покупателей, но будет немного поздно.
5. До конца текущего сезона яблоко будет еще дорожать, фактически убивая внутреннее потребление. В мае потребления яблока в Украине, я думаю, будет самым низким за последние пять лет. Негатив высоких цен будет влиять на потребление и в следующем сезоне.
6. Это хорошие новости для производителей черешни, земляники садовой и других ранних ягод, ведь высокая цена на яблоко в мае и июне будет дополнительно стимулировать потребление ягод.
7. Первые ранние яблоки урожая 2018 будут очень дорогими и принесут немалые выгоды производителям.
8. Стремительное падение цены начнется уже в сентябре, и будет продолжаться весь сезон.
9. А теперь скандальный прогноз: я почти уверен, что цена на яблоко в октябре 2018 будет выше, чем цена на яблоко в апреле 2019 года. Опять же, если не будет природных аномалий при производстве.
10. Я думаю, что цены в новом сезоне могут упасть настолько, что едва будут перекрывать текущие расходы. Но здесь многое зависит от эффективности производства и, особенно, маркетинга.
Основной вывод: маркетинг — основной приоритет. Причем, маркетинг должен быть профессиональным, а не базарным, типа «у нас самые вкусные или чистые яблоки в мире», потому что ложь не продается.
Продается то, что вы можете доказать. Чили продает свой имидж «чистого» производителя плодоовощной продукции, потому что есть идеально изолированной страной: Тихий Океан, пустыня Атакама, Анды и Антарктида окружают страну с разных сторон. Чили также имеет очень жесткую систему отслеживания всех обработок, и собственный, куда жестче стандарт ChiliGAP.
А «вкусными в мире» свои яблоки считают все без исключения страны. Поэтому это — абсолютно бесперспективный аргумент «, — отмечает Андрей Ярмак.