ВОО «Украинская аграрная конфедерация» стала инициатором и организатором круглого стола «Инвестиции и кредитование в агробизнесе: особенности и перспективы», который состоялся в Киевском национальном экономическом университете имени Вадима Гетьмана.
Круглый стол стал эффективной платформой для обмена мнениями как для представителей аграрного, так и финансового секторов экономики Украины. Предлагаем презентации и краткие тезисы к ним ведущих экспертов, выступивших спикерами на круглом столе «Инвестиции и кредитование в агробизнесе: особенности и перспективы».
Как будут распределяться эти средства между аграрными субъектами
Павел Коваль, генеральный директор ВОО «Украинская аграрная конфедерация» — в этом году мы понимаем, как сформировался пул финансовой государственной поддержки для аграриев. Это примерно 6300000000 грн — почти 1% от ВВП, созданного аграрными предприятиями, зафиксированный в законе о бюджете-2018. Но возникает вопрос: как будут распределяться эти средства между аграрными субъектами в середине программ. Распорядителем этих средств является профильное министерство, которое должно разработать порядок распределения государственных средств. Есть только один нюанс. Может, представителям исполнительной власти следовало бы посоветоваться с представителями профильных аграрных ассоциаций? При этом власть декларирует будто активное обсуждение на всех уровнях. Но как один из представителей одной из крупнейших аграрных ассоциаций Украины я уверяю, что никаких консультаций по поводу порядка распределения государственных средств не было. Аграриев, похоже, снова поставят в известность, как это было с бюджетом-2018.
Одна из крупнейших указанных статей 6300000000 грн государственной помощи — 4 млрд — идет на поддержку животноводства. А что же внутри? 2500000000 — идет на удешевление кредитов для предприятий, там предусмотрено под 3% эффективную ставку до 5 лет до 20 млн грн.
Какие критерии оценки?
Но удешевление кредитов под проекты? Какие критерии оценки этого проекта? Модернизация, ремонт, строительство, производство «с нуля» можно в течение года свести какой животноводческий комплекс и оборудовать его? Способ распределения между такими проектами? Есть подозрение, что формируется финансовый пул для дальнейшего ручного управления этими средствами. Почему в непрозрачный способ является попытка распределять эти средства?
Каким образом будет контролироваться уровень модернизации — поменять 2 окна в коровнике — будет ли этот процесс считаться модернизацией, или списанием определенной суммы? Поэтому у нас есть ряд вопросов по распределению средств по этим программам. Лишь в одной статье не было вопросов — это 300 млн грн на закупку племенного скота отечественного происхождения. Мы поддерживаем эту программу, которая создает условия для развития отечественной селекции и товаропроизводителей. Долгое время мы не могли сформулировать: о каком животноводство речь? У нас животноводство оказалось с крыльями. Есть очевидные перекосы, которые могут повлиять на выполнение этих программ.
Мы как профильные ассоциации будем следить за выполнением этих программ. Следующая программа распределения дотаций — это поддержка фермерства. И здесь впервые, как заявляет нам власть, 1 млрд грн выделяется на фермеров. Но каким фермерам? По какому критерию распределения? Для того, чтобы создавать новые предприятия и новые рабочие места, поддерживать те предприятия, которые уже имеют кредитную историю? В каких суммах и кто это будет осуществлять? Вся сумма распределяется на 2 части: одна идет на поддержку фермерства. Было предложение — поддержка в расчете на гектар и тому подобное. Но это схемы с явным коррумпированным подходом. Неизвестно, каким образом будут раздаваться эти средства из расчета на 1 гектар. Вторая часть 1 млрд — поддержка кооперативов. Каких? Которые они имеют проекты? Если существует проект, в кооперативе есть определенное количество членов, если определенная часть проекта финансируется самими членами, тогда стоит поддерживать. В противном случае — возникают вопросы.
Государство выделяет 300 млн грн на развитие садоводства и виноградарства. Это одна из тех статей, по которым вопросов не было. В 2017 году самая большая статья была за квази аккумуляцией НДС. Идея была неплохая, но в программу включили только несколько отраслей. В частности, животноводство, в котором оказалось 70% птицеводства. Но на уровне законодательства нужно было учитывать специфику функционирования этой отрасли. Зато в 2018 году статью квазиакомуляции НДС обнулили вовсе и перевели в непонятную программу поддержки животноводства.
Развитие малого и среднего бизнеса.
Сейчас много говорится о развитии малого и среднего бизнеса. Скажем, в Европе много мелких фермеров. В общем, поддержка с / х в ЕС стоит около 38% бюджета. Мы не являются членами ЕС, нет таких финансовых возможностей. Учитывая это, можем ли мы заботиться о мелких фермерских и индивидуальные хозяйства? В ВОО «Украинская аграрная конфедерация» аналитический отдел более 10 месяцев работал над концепцией стратегии функционирования аграрного бизнеса для того, чтобы выявить: какие институциональные структуры должны развивать в АПК. В УАК мы проанализировали работу тех с / х предприятий, которые сейчас представлены на рынке. Разделили их на 6 групп в зависимости от площади имеющейся у них земли. Предприятия в 10000 га мы не считаем агрохолдингами. В государственной статистике такого субъекта как агрохолдинг вообще не имеет. Затем производителей объединили в 3 группы — малые, средние и крупные предприятия, в зависимости от ареалов деятельности. Учли привлечения инвестиций, технологии, распространение продукции. Специалисты УАК проанализировали 8500 предприятий, на долю площадей, которые они обрабатывают. Мелкие фермерские хозяйства на 4500000 га создают 6-7% ВВП.
Крупные агрохолдинги обрабатывают 5100000 га и дают до 25% ВВП. Остальные — средние предприятия — наиболее эффективные. Мелкие фермеры работают на уровне района. И если мы говорим о 1 млрд распределения, то почему с 1996 года имея закон о кооперации у нас не создано производственные и обслуживающие кооперативы? Их уже должно быть по крайней мере бы 25 — по одному на каждую область. Эти структуры за 20 лет могли бы конкурировать с агрохолдингами. По нашему мнению, фермерское хозяйство для конкурирования нуждается в государственных льгот. Те страны, которые могут похвастаться большим количеством малых предприятия в АПК, имеют огромные финансовые возможности. Но Украина в бюджете нет таких ресурсов. Мы за государственные дотации, но против непрозрачного распределения денежных средств.
Поддержка агропредприятий
Для поддержки агропредприятий надо развивать финансовые учреждения второго уровня, которые не являются классическими банками. Именно такие учреждения на глобальных рынках могут привлекать дешевые ресурсы. Например, как пенсионные фонды Швейцарии и других стран. В УАК мы имели с ними переговоры. Такие пенсионные фонды в своем арсенале обладают мощным ресурсом и изучают: куда его вкладывать. Наша земля и АПК для них интересны как источник инвестирования. Они готовы к сотрудничеству, но мы должны сформировать залоговый актив. В Украине есть 11500000 га земель государственной формы собственности, из них — 5100000 га — пашня и 5300000 это с / х угодья. По данным Держгеокадастру на 1 января 2018 года, не известно, кто обрабатывает 40% этой земли. Но кто поверит в эти цифры? Украине нужно сформировать пул земель государственной формы собственности как ипотечный ресурс. У нас около $ 900 стоит гектар. При условии существования рынка земли эта стоимость выросла бы в 2,5 раза. Мы могли бы привлечь несколько миллиардов долларов инвестиций и не имели бы проблем с выполнением условий МВФ. Но, к сожалению, пока финансовых учреждений второго уровня в Украине нет. Свои предложения по этому поводу мы направили на рассмотрение исполнительной власти.
Крупным предприятиям не нужна государственная поддержка. Их продукция идет на экспорт, они способны привлекать глобальные финансовые ресурсы. Именно благодаря агрохолдингам Украины становится глобальным игроком на некоторых мировых рынках. Учитывая все проанализированы тренды, на Президиуме УАК мы отметили приемлемости для Украины принципов многоукладности. У нас достаточно большой аграрный рынок — есть место всем. Не нужно на законодательном уровне кого-то выделять отдельно.
Сергей Феофилов, генеральный директор Центра «УкрАгроКонсалт» — Финансы для АПК — критически важный вопрос. Если взглянуть на динамику инвестиций с 2014 года, то она остается на одном уровне. Есть прирост на 15-20%, но он не отвечает потребностям и спроса на кредитный ресурс. Основной потребитель инвестиций — аграрные технологии. Растениеводство в Украине стало уже капиталоемкой отраслью. Растет импорт аграрных технологий и тех ресурсов, которые обеспечивают их сердцевину. Это и удобрения, и СЗР, и семена, и оборудование и тому подобное.
Даже в 2015 году после девальвации гривны произошло определенное снижение импорта, но в 2016-2017 годах положительная динамика восстановилась. Фермеры выигрывают от перехода на капиталоёмкое производство. Площади под основными культурами стабилизировались, но урожай растет. Благодаря использованию агро технологий, стоимость которых дорога.
Украина смогла занять ведущие позиции на мировых рынках.
Рекорды есть — слава рукам аграриев! Но из каких источников наши победы профинансировано? Одним из таких должно быть банковский сектор. В частности, кредитные ставки, по которым могут работать предприятия. Другой источник — прямые инвестиции. Их уровень в настоящее время низкий. Основным инвестором в АПК остаются сами предприятия. Доля собственных средств на финансирование производства достигает 80-85%. При этом банковское кредитование составляет лишь 10%. Другой аспект — прибыль самих предприятий. В Украине мы наблюдаем 100% корреляцию между девальвацией гривны и колебаниям рентабельности. В 2018 году рентабельность достигнет 20%, при этом прибыль будет снижаться. Как переломить эту тенденцию? Таким фактором как девальвация мы можем воспользоваться в течение 2 лет. Он даст возможность уменьшить расходы и получить прибыль. Другой фактор — колебания мировых цен. Европейская Комиссия прогнозирует рост цен по пшенице на уровне менее 1% в год.
Что касается рынка земли как инструмента для привлечения инвестиций и кредитов. Он действенный, но его нужно осторожно открывать в краткосрочной и долгосрочной перспективах. После открытия рынка земли в Украине мы можем наблюдать тенденцию к укрупнению предприятий. На круглом столе уже обнародованы данные о наибольшую эффективность предприятий, которые обрабатывают от 5000 до 10000 га. Другое направление — развитие банковских инструментов. Но при условии падения доходности аграрного бизнеса, дефицит средств на покупку технологий имеет замещаться из других источников, даже из теневого сектора. Без приобретения ноу-хау АПК уже не имеет потенциала развития. Об этом свидетельствуют и цифры: 10 лет назад урожай кукурузы был на уровне 6 млн тонн. Сейчас он достиг к 30 млн. Прорыв произошел лишь при условии использования эффективных технологий. Второй аспект — формирование высокодоходных кластеров в рамках национальной экономики.
Примером такого анклава может быть масложировой комплекс. Это защищенная область, которая привлекает значительные инвестиции. И растениеводство, и животноводство пойдут путем формирования таких анклавов. Другой сценарий — формирование давальческого модели, когда экономика будет формироваться с помощью импортированных техно ресурсов. При этом получение прибыли будет происходить за пределами таможенной границы Украины. Сейчас мы наблюдаем за интересной картиной: внутренний спрос замещается импортом, происходит прирост экспортных статей. Но нужен баланс любых экономических моделей. Только при таких условиях отечественный агробизнес сможет получать значительные прибыли.
Александр Поливодский, партнер Law Firm Sofiya — По законодательству Украины, действует предосторожности принцип — изменение целевого назначения земли не допускается. В Украине мораторий на продажу земель относится только угодий с / х назначения. Остальные земли даже иностранцам можно использовать в качестве залога. Есть исключения — это земли ОСГ — личные крестьянские хозяйства. Если они получили землю по приватизации, такие участки не подпадают под мораторий. Есть земли фермерские, которые могут продаваться. Сейчас в юридических кругах дискутируют: распространяется мораторий на фермерские земли, ведь существуют соглашения о ее куплю-продажу. А вот срок отчуждения земли напивправовий. Трудно трактовать, что это значит. В законе о моратории фигурирует термин «отчуждение». Если, скажем, я отдаю землю в залог, то цель такого договора не продать, а получить кредит. Но если его не верну, то эту землю принудительно продадут.
Принудительное забора земли через исполнительную службу ли это отчуждением? В общем, трактовка моратория на продажу земли не является идеальным, поскольку существует принцип свободы заключения договоров, есть полномочия владельцев, имеющих право владеть, пользоваться и распоряжаться землей. Что нужно, чтобы заработала залог под ипотеку земли с / х назначения? Прежде всего, это возможность отчуждения или продажи земли, чтобы право собственности перешло от одного к другому хозяину. Есть ли юридическая возможность заключения ипотеки? Да. Возможен принудительную продажу, если не возвращено ипотеку? Ведь происходит переход права собственности. Является ли это отчуждением? В этих юридических терминах размыто принцип правовой определенности.
Должен существовать спрос на землю, исходя из юридических критериев. Есть запрет на продажу угодий иностранцам, а также юридическим лицам. Полузапрещенным делать это юридическим лицам — не с / х производителям. Этот вопрос юридически несколько ограничено. Другой вопрос — распоряжение правом аренды. Есть арендатор и он может или не может продать право аренды. Банк дает кредит под залог аренды, а новый арендатор может купить это право. Сейчас на рассмотрении парламента находится законопроект № 7363, который инициировал Президент Украины. Этот документ содержит положения о возможности использования аренды в качестве залога. Целостный имущественный комплекс — это все имущественные права и права аренды, которые имеют с / х предприятия, теоретически можно использовать. Но в нем существуют определенные риски, поскольку механизм не идеально прописан в отечественном законодательстве.
По выводам, которые можно сделать, то отечественное законодательство должно решить проблему отмены моратория залога на землю. Мы уже сейчас наблюдаем за определенными позитивными изменениями. В частности, несколько законопроектов о рынке земли нарабатываются в Держгеокадастри и Министерстве аграрной политики. Право использовать землю как объект кредитования сейчас юридически ограничено. Но при условии эффективной изменения законодательства эта проблема будет снята.
Станислав Аржевитин, заведующий кафедрой банковского дела КНЭУ, председатель Совета Ассоциации украинских банков — Хочу ответить прежде всего на ряд вопросов. Есть ли ресурс для кредитования АПК в банковской системе? Сколько у нас денег, что это за деньги, куда они идут и почему нужно кредитовать именно с / х? НБУ постоянно информирует о росте денежной базы. Но при этом умалчивает, что это происходит за счет международных резервов. А вот процесс реального кредитования тормозится. В 2013 году началась борьба индекса потребительских цен. Сейчас мы имеем падение в 2 раза уровня монетизации экономики. Не лучше ситуация и с покрытием кредитов. Когда банковская система покрывала до 75% ВВП своей кредитной активностью.
Теперь наблюдаем за полным дисбалансом по всем финансовым показателям. Фактически, из-за недоверия к власти и ее монетарной политики «длинных» или кредитных денег в банковской системе нет. Где длинные деньги? За год мы увеличили внешний долг почти на 600 млрд грн. Из них банковская система получила 250 млрд. Половина из них — в виде капитализации через выпуск СвДП. Это те длинные деньги, на которые могут рассчитывать и государство, и субъекты хозяйствования. Еще один источник — рефинансирование со стороны НБУ. Но оно фактически приостановлено на уровне 1%. Прирост рефинансирования — на уровне 9-10 млрд. В НБУ 120 млрд грн. Это позволяет Нацбанка заявлять о над ликвидность системы. Но эти деньги НБУ покупает 16% учетной ставки. Эта искусственная создана над ликвидность оторвала банковскую систему от реального сектора экономики. То есть, банковская система стала главным кредитором государства. НБУ изымает средства для борьбы с инфляцией, а КМУ закрывает пробелы в работе глобальным ресурсом банковской системы.
Таким образом, происходит ресурсное исчерпания: финансовая система отброшена почти на 10 лет назад. Кредитного ресурса у нас фактически нет. Как его пополнить? Чтобы подняться с 8% до 80% — сколько в государстве нужно инициировать структурных изменений? Продажи за границу металла и стали упали. Лишь с / х демонстрирует положительную динамику. Только АПК может наполнять золотовалютные резервы Украины. И эту отрасль нужно всесторонне поддерживать. Вместо этого, мы наблюдаем как уровень государственной поддержки снижается, а объем иностранных инвестиций растет.
Александр Муляр, IFC- Аграрные расписки — это проект технической международной помощи, направленный на малые и средние с / х предприятия. Ведь крупные агрохолдинги имеют другие возможности для финансирования. Нашими ключевыми партнерами являются Министерство юстиции и Министерство аграрной политики. Расписки в законодательстве определяются как товарораспорядительный документ, фиксирующий обязательства заемщика осуществить или поставку с / х продукции, или покрыть денежные расходы. Этот финансовый инструмент помогает как кредитору, так и заемщику.
Ключевое свойство расписок — безусловное обязательство заемщика перед кредитором. И это позволяет применять особую процедуру взыскания в случае невыполнения договора без вмешательства суда. Расписка — документ, удостоверенный нотариально с целью защиты прав кредиторов. В свою очередь с / х производители должны полностью чувствовать свою ответственность перед кредитором. На законодательном уровне уже наработан ряд подзаконных актов, которые защищают кредитора. Большой плюс, что все расписки зарегистрированы в одном месте — существует Государственный реестр, который ведет профильное министерство. Это очень удобно, потому что реестр является абсолютно прозрачным. В отличие от банковской системы, заемщик может видеть всю кредитную историю предприятия.
Предмет залога-будущий урожай.
Еще одно из преимуществ — предметом залога выступает будущий урожай. Это большой плюс для производителей. Но этот урожай привязаны к конкретному земельному участку. То есть, аграрная расписка может использоваться, когда сформирована земельный участок и должным образом оформлено права на нее: право собственности, аренды или постоянного пользования. Это тоже защищает кредитора. Он также может промониторить урожай — это право также зафиксировано на уровне законодательства. В общем, расписка — интересный инструмент для тех кредиторов, которые заинтересованы не только в получении денег, но и продукции. Сейчас есть 2 вида расписок — товарная, которая касается больше поставщиков, а не банков, и финансовая.
Заемщиком может быть как юридическое так и физическое лицо, но права на землю должны быть надлежащим образом оформлены. Любой из кредиторов может стать участником этих отношений — и банки, и поставщики семян, удобрений, горюче-смазочных материалов или техники. В настоящее время существует много предприятий — потенциальных кредиторов, которым интересна аграрная расписка. Этот инструмент хорошо юридически прописан в части принудительного исполнения, опять таки защищает потенциального кредитора. Сейчас в разных областях Украины выдано более 200 расписок. То есть проект, который изначально был пилотным, набирает обороты и уже действует по всей стране. Недавно мы презентовали проект в Донецкой области. Каких видов расписок сейчас больше по количеству? Финансовых, чем товарных. Хотя по стоимости преобладают товарные.
Преимущество расписок существует и для тех предприятий, которые закупают продукцию. Для них важна технология производства, а расписки дают возможность более четко прописывать условия и гарантии поставок. В общем, в этот финансовый инструмент привлечено уже 1500000000 грн. Кредиты берут в основном под экспортно-ориентированные культуры. Есть расписки на гречку, даже яблоневые и малиновые. Для проекта мы разработали учебные программы, учитывающие специфику каждого региона. Приглашаем также к сотрудничеству банки, привлекаем нотариусов и исполнительные службы. Наша цель — развивать те сектора, в которых необходимо финансирование. Это и плодоовощной сектор, и переработка продукции. Среди положительных тенденций наблюдаем то, что банки стали все чаще использовать расписки. Среди них — OTP, Агропросперис, Пиреус Ощадбанк. Надеемся, что банки будут ближе именно к малому и среднему бизнесу. Мы уже неоднократно проводили тестирование программы с нотариусами и исполнительным службами и убедились: аграрные расписки как финансовый инструмент работают эффективно.
Роман Корнилюк, доцент кафедры банковского дела КНЭУ — Сейчас с / х является ключевой отраслью в экономике Украины. Доля АПК в экономике государства с 2010 года выросла до 12%, а в структуре экспорта с / х продукция составляет 40%. По нашим исследованиям, динамика капитальных инвестиций демонстрировала сначала стремительный рост в 2012 году, а затем снижение.
С этого времени мощные агрохолдинги начали выходить на глобальные рынки. Для крупных игроков агросектора 2014-2015 годы были положительными за счет снижения капитальных затрат. Кстати, именно во времена кризиса АПК демонстрирует положительную динамику, в отличие от стабильных периодов. Валютный шок способствовал снижению себестоимости продукции. Учитывая все эти факторы, можно сказать: агросектор более чувствителен к внешним шокам, а не к внутренним.
Интересно, что малые и средние компании, в отличие от других секторов экономики, достаточно прибыльными и, вместе с тем, недокредитованимы. Но полноценному кредитованию мешают некоторые препятствия. Это и слабая финансовая дисциплина, и незначительное проникновение на аграрный рынок ИТ-технологий. Но несмотря на это существует высокая потребность в инвестициях. Ведь запуск механизмов кредитования может способствовать развитию АПК. В капитальных инвестициях особенно заинтересованы малые и средние предприятия. Но среди минусов можно отметить то, что кредиты в агросекторе берутся на длительный срок, минимум на год. Для снижения кредитных рисков следует проводить мониторинг финансовой состоятельности компаний-заемщиков. Целесообразно также начать процесс формирования доверия для долгосрочных кредитов.
Высокие кредитные ставки отечественных банков.
Пока проблемой остаются высокие кредитные ставки отечественных банков. Поэтому для агросектора выгодно было бы сотрудничать с более дешевым ресурсом иностранных банков и международными финансовыми организациями. На пути полноценного кредитования становятся также инфляционные процессы в Украине, кредитные риски и низкий потенциал их обеспечения. К тому же банки активно кредитуют только крупные аграрные группы. Для развития АПК надо привлекать государственную поддержку и вводить реформы. В частности, земельный и судебную. Открытым остается вопрос минимизации правовых рисков и будущие формы кооперации власти, бизнеса и финансовых учреждений.
Резюмируя работу круглого стола «Инвестиции и кредитование в агробизнесе: особенности и перспективы» были тщательно проанализированы и обобщены информацию, прозвучавшую в докладах ведущих экспертов аграрного и финансового секторов экономики Украины. Обнародованные на западе материалы могут быть обоснованием для концепции государственной стратегии дальнейшего развития АПК, которую Украинская аграрная конфедерация планирует представить на рассмотрение как широкой общественности, так и представителей различных ветвей власти.
В частности, для развития инвестиций и кредитования в агробизнесе необходимо:
1) совершенствовать юридические механизмы для развития рынка земли;
2) развивать финансовые учреждения второго уровня;
3) сформировать пул земель государственной формы собственности как будущий ипотечный ресурс;
4) формировать высокодоходные кластеры в рамках национальной экономики;
5) внедрять высокие технологии в с / х предприятие, делая его капиталоемким;
6) действенные реформы в различных сферах, начиная от стабилизации финансового сектора экономики к развитию прозрачной судебной системы
7) широко распространять аграрные расписки;
8) прозрачные механизмы государственной поддержки с / х производителей, в частности, малых форм
Во время круглого стола «Инвестиции и кредитование в агробизнесе: особенности и перспективы» было акцентировано внимание на специфике кредитования с / х предприятий различных форм, в зависимости от количества площадей земли, которую они обрабатывают. В частности, малые предприятия, имеющие локальную конкурентоспособность и балансовую капитализацию, а также затрудненный доступ к локальным финансовых ресурсов, требующих применения государственных льгот и дотаций, а также создание специальных финансовых инструментов (государственные фонды поддержки, локальные кредитные союзы и т.п.).
В отличие от малых, средних предприятия, характеризующиеся локальной и национальной конкурентоспособности, а их инвестиционные и капитальные ресурсы рассчитаны на национальный уровень, в меньшей степени нуждаются в государственной поддержке. Для мощных агрохолдингов государство должно создать понятные, прозрачные конкурентные условия ведения бизнеса.
ІTs NAC