Дискуссия о запрете продажи домашнего мяса получила широкую огласку. Есть двоякую ситуацию: с одной стороны, бунтуют украинцы, видя в новых правилах государства существенный вред для себя, а с другой — чиновники рассказывают, что все эти изменения делаются ради людей и им во благо.
Для объективного и полного освещения данной проблематики представители Ассоциации животноводов Украины многократно общались с производителями, выезжали на места, анализировали суть предлагаемых изменений. И в итоге пришли к следующим выводам.
Предлагается ввести новые правила забоя животных
Суть изменений заключается в том, что предлагается ввести новые правила забоя животных, которые повлияют на возможность реализации готовой продукции. В Верховной Раде Украины отдельные народные депутаты активно лоббируют принятие законопроекта №7489 от 16.01.2018 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения мер по обеспечению прослеживаемости». Он предусматривает введение уже с 1 января 2020 запрета использования мяса и других продуктов убоя, полученных в результате забоя не в бойне, которая имеет эксплуатационное разрешение. То есть, крестьянам предлагают осуществлять убой животных не самостоятельно, а на сертифицированных пунктах забоя. Такой запрет не касается только случае собственного потребления такой продукции.
Данный законопроект уже поддержан профильным Аграрным комитетом, однако на голосование в ВРУ он еще не выносился.
Не так давно в интервью изданию «БизнесЦензор» председатель Держпродспоживслужбы Владимир Лапа назвал запрет продажи домашнего мяса откровенной ложью (ознакомиться с полным текстом интервью можно по ссылке). Сторонники законопроекта № 7489 от 16.01.2018 обращают внимание на то, что действующий Закон «Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов» позволяет не только потреблять мясо, забитое во дворе, но и продавать конечному потребителю в пределах 50 километров от места забоя или в области, в которой был осуществлен.
Норма действующего закона дословно звучит так:
«С 1 января 2025 продукты, полученные в результате забоя не в бойне, которая имеет эксплуатационное разрешение, могут использоваться исключительно для собственного потребления или реализации на агропромышленном рынке конечному потребителю в пределах 50 километров от места забоя или в области, в которой он осуществлен ».
Однако, законопроектом №7489 предлагается ее изменить таким образом, что исчезает право продажи даже в 50 км. В новой редакции записано: «С 1 января 2020 мясо и другие продукты убоя, полученные в результате забоя не в бойне, которая имеет эксплуатационное разрешение, могут использоваться исключительно для собственного потребления».
Вопрос о том, что можно будет привезти на бойню скот, забить, а потом реализовать ее на рынке тоже требует детальной проработки. Ассоциация животноводов Украины изучила ситуацию сети действующих в Украине боен. В Ассоциацию постоянно поступают звонки от крестьян, представителей среднего и малого бизнеса, которые рассказывают о огромную проблему с деятельностью забойщиков в Украине. Часть из них вообще «законсервированы» и не работают. Другая часть — в ненадлежащем состоянии.
Интересно, кто-то из чиновников, которые кричат об их наличии, видел те бойни воочию? На самом деле, забойщиков на сегодня очень мало. А тех, которые смогут получить эксплуатационное разрешение — еще меньше. Боен, которые соответствуют высоким санитарно-эпидемиологическим стандартам, часто в некоторых регионах — единицы.
Законопроект №7489
Еще одна проблема заключается в том, что действующие боевики территориально отдаленные. Если расстояние до бойни 100 км, то кто повезет туда на убой скот? Это существенные дополнительные расходы, на которые у людей элементарно нет средств. А законопроектом №7489 государство перекладывает решение этого вопроса на плечи крестьян, которые выращивают скот. То есть, имеем ситуацию: хотите содержать скот на продажу, пожалуйста, везите ее в 100 км на убой.
Люди, которые имеют собственные домохозяйства, а также представители мелкого бизнеса, которые выращивают домашний скот, занимаются такой деятельностью, чтобы прокормить свои семьи. И очень часто для них это — единственный источник дохода. Они готовы организоваться и построить свои боевики для того, чтобы это было близко, удобно и эффективно. Однако на практике у них нет такой возможности. Люди рассказывают о многочисленных фактах, когда при обращении в сельский, поселковый и городской совет с просьбой выделить земельный участок под забойщик, им банально отказывают.
Логично, что прописывая определенные нормы, чиновники должны были бы позаботиться о возможности их воплощения в реальной жизни.
Следующим интересным моментом является получение дотации на строительство забойщика. Государство предусматривает дотации на строительство предприятий по переработке с / х продукции. Компенсация происходит через комиссию Минагрополитики в размере 30% и через банк в размере 25%. То есть, необходимо вложить не менее 70-75% собственных инвестиций в строительство, а это — существенные расходы, которые под силу далеко не всем.
Есть возможность организоваться и создать сельскохозяйственный обслуживающий кооператив, основной целью деятельности которого будет мясопереработка (забойщик). Однако и здесь не все так просто. При такой ситуации государство потребует заплатить 5% налога за деятельность такого кооператива.
То есть, люди объединяются ради возможности совместно работать, а по факту должны платить налог.
Теневой рынок справок о забое скота.
Ну и вишенкой на торте станет теневой рынок справок о забое скота. На практике будет происходить фиктивное выполнение законодательных требований. Перекупщики, которые создают реальную конкуренцию частным автохозяйствам, просто будут массово покупать такие справки. Таким образом, только они и выигрывают при этом.
Как видно, законопроект №7489 от 16.01.2018 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения мер по обеспечению прослеживаемости» содержит очень много проблемных аспектов.
Ассоциация животноводов Украины чрезвычайно обеспокоена такой ситуацией. Сеть забойщиков на сегодня никто не строит, и если ВРУ примет данный проект закона, то использование домашнего мяса на продажу окажется под угрозой, а это, в свою очередь, приведет к вырезанию поголовья и повышение цен для населения.
Необходимо обеспечить определенный адаптационный период, в течение которого будет разработан прозрачный механизм внедрения требований относительно забоя животных. Минагрополитики должно разработать порядок строительства пунктов забоя, определить их количество, провести информационно-разъяснительную работу среди населения. Кроме того, необходимо надлежащее финансирование, чтобы построить пункты забоя животных в каждом районе. В частности, предоставлять налоговые льготы, привлекать кредиты и пр. Это позволит людям пользоваться такими пунктами в пределах адекватного территориального доступа, в свою очередь, сократит расходы на транспортировку. Пункты забоя, которые будут иметь эксплуатационное разрешение, должны отвечать всем требованиям и стандартам, согласно своей деятельностью. Так же и процедура выдачи документов о забое должна быть прозрачной и открытой, так легче и проще — сломать, а вот предложить альтернативу гораздо труднее.
Ассоциация животноводов Украина поддерживает стремление Украины соответствовать высоким стандартам, но в то же время, разработав новые требования, нужно создать и механизм адаптации к ним, приняв соответствующую государственную программу по поддержке и развитию сети забойщиков по регионам.