В сезоне 2018/19 годов участились случаи неуплаты за поставленную продукцию со стороны посредников-экспортеров яблок, которые в прошлом сезоне регулярно рассчитывались с садоводами. Представители Украинской плодоовощной ассоциации связывают это с усилением конкуренции, как на мировом рынке, так и на рынке Украины, пишет EastFruit.
Объемы прямых поставок яблок
Благодаря активизации маркетинговых усилий производителей яблок, они в текущем сезоне серьезно увеличили объемы прямых поставок продукции непосредственным импортерам в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Это стало возможным в результате увеличения инвестиций в маркетинг и очень активной работы множества доноров на рынке Украины, таких как ITC, FAO, EBRD, EU4Business, USAID и других.
В результате украинские производители приняли участие практически во всех ведущих выставках и смогли наладить прямые контакты с импортерами, что привело к уменьшению маржи экспортеров-посредников, а также к уменьшению их доли в экспорте яблок из страны.
Украинские садоводы
Недовольство посредниками выражают не только украинские садоводы, но и импортеры украинского яблока в странах Ближнего Востока.
«Мы получили очень много критических замечаний от покупателей нашего яблоки в нескольких странах мира, включая ОАЭ. Импортеры жалуются, что связавшись с посредниками, которые представлялись профессионалами, так и не получили обещанных объемов яблок, а то яблоко, поступившего часто не соответствовало заявленным параметрам по качеству. Все это, конечно же, вредило имиджу нашей страны и имиджа нашего яблоки на этих рынках. А это может в долгосрочной перспективе негативно повлиять на наши цены, и уже начало влиять «, — говорит Федор Рыбалко, руководитель УПОА.
«Также многие члены нашей ассоциации столкнулись с невыполнением посредниками своих обязательств перед ними. Посредники банально не рассчитывались за поставленную им яблоко для экспорта. Такие ситуации, к сожалению, неизбежны, если ты не можешь экспортировать напрямую. Посредники, несомненно, нужны и выполняют важную функцию. Однако, идеальным посредником могла бы стать коммерческая структура, созданная самими садоводами на кооперативных принципах, и работает абсолютно прозрачно «, — считает Федор Рыбалко.
По информации УПОА, еще в этом сезоне много посредников, которые занимались экспортом яблока, могут прекратить свою деятельность, так как им уже никто не хочет отгружать свою продукцию. В результате они пытаются объяснить невыполнение контрактных обязательств перед своими контрагентами в странах-импортерах отсутствием в стране яблоки экспортного качества.
УПОА подтверждает информацию о том, что запасы яблоки экспортного качества в общем объеме предлагаемой продукции, сравнительно невысокие, но во многих садоводов-прежнему имеются значительные запасы такого яблока. В частности, члены УПОА планируют заключить новые контракты на яблоко, имеющееся, а также на яблоко, которое будет произведено в 2019 году, во время торговой миссии Fruit Trade Ukraine — Middle East, которая состоится 28 марта 2019 в Дубае, ОАЭ.