Аграрная политика

Украинское село — разменная монета при запуске рынка земли

Украинское село

Сейчас на рычагах судьба украинского крестьянина, который в случае запуска полноценного рынка земли или станет богатым и процветающим, или и дальше убегать к большим городов-миллионников или на заработки в соседние страны. Все, как всегда, зависит исключительно от власти. Но многое зависит и от владельцев агробизнеса, которые в следующем цикле президентских и парламентских выборов 2019 играть одну из ключевых ролей.

Рынок земли в Украине

Всего в Украине насчитывается около 42 млн га земель сельскохозяйственного назначения. В отношении этих земель в стране действует мораторий на продажу. Учитывая нормативную денежную оценку, их общая стоимость составляет примерно 40 млрд долл. Около 68% «подмораторных» земель — это земельные паи, которые находятся в частной собственности почти 7 млн ​​жителей Украины. Подавляющее большинство таких владельцев живут в сельской местности. На первый взгляд, это мощный потенциал, который должен способствовать процветанию украинского села и притока туда новых жителей вместе с инвестициями. Но, несмотря на это, в Украине системно уменьшается количество сел и численность сельского населения.

По состоянию на 1 января 1991 в Украине насчитывалось 28845 сельских населенных пунктов, в которых проживало почти 17 млн ​​человек. За годы независимости в стране исчезло 468 сел (см. Рис. 1), и по состоянию на 1 января 2017 их уже было 28 377 с общей численностью населения 13 млн человек. В 2014 г.., Когда мы имели еще полную картину, включая Крым, в Украине насчитывалось 28397 сел с населением 14 млн человек.

Современное украинское село

Если же попытаться охарактеризовать современное украинское село, то я сказал бы так: вследствие непродуманной государственной политики в вопросе внедрения земельной реформы за все годы независимости для украинского села характерна взрывоопасная социальная и политико-экономическое неравенство, где крестьянина сознательно превратили в заложника собственного земельного пая, который ему тяжело нести и жалко потерять.

украинское село

В чем же причина такого положения вещей?

Во-первых, большинство крестьян не смогли добиться выделения земельных паев в натуре, а затем, оказались в полной зависимости от новоиспеченных арендаторов. Более того, абсолютное большинство владельцев паев фактически были лишены минимальных рекомендаций по их обработке из-за отсутствия надлежащей государственной поддержки.

Во-вторых, отсутствие антимонопольной политики государства в сельскохозяйственном секторе, создание налоговых преференций и государственных дотаций для крупных агрохолдингов и экспортеров сельхозпродукции стали причиной уничтожения фермерских малых и средних хозяйств.

В-третьих, внедрение крупными игроками в сельском хозяйстве современных технологий существенно уменьшило количество наемных работников и стало причиной роста безработицы на селе.

В-четвертых, безоговорочный контроль формирования местной политической элиты со стороны крупных агрохолдингов привел к тому, что местные власти в селах действует исключительно в интересах крупных агропроизводителей.

Конечно, этот перечень далеко не полный, но четко указывает на тенденциозность развития агропромышленного сектора, в котором простому крестьянину не остается места. Он вынужден мигрировать в крупные города, инфраструктура сел в упадок, постепенно уничтожает села и ухудшает криминогенную ситуацию в них.

Отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения

Станет отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения толчком для возрождения украинского села, зависит исключительно от того, какое законодательство примет парламент для этого.

Не стоит вспоминать количество раз, когда народные избранники удлиняли действие моратория, их много. Сейчас в парламенте зарегистрировано как основной проект закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который, собственно, и предлагают Украинской как дорожную карту рынка земли. Однако этот законопроект содержит ряд существенных рисков. Следовательно, его принятие является крайне опасным. Основные замечания такие:

  •  потеря земель при неурожае в течение одного года в качестве залога под получение кредита;
  •  коррупционный выкуп земель государственной, коммунальной и частной собственности «своими» фирмами-за занижения оценочной стоимости;
  •  возможность выкупа земель, используемых малым и средним бизнесом, крупными агрохолдингами;
  •  принудительный выкуп крупными агрохолдингами у владельцев паев участков, имеющих долгосрочный договор аренды;- запрет продажи земель сельскохозяйственного назначения иностранцам, ограничит инвестиции и запустит коррупционную схему выкупа земель через подставные фирмы.

Конечно, есть и другие замечания, но и этих достаточно, чтобы понимать невозможность его принятия. Однако непреодолимое желание освоить актив на 40 млрд долл. стало причиной заявления президента о «нетрезвость популистов», которые являются противниками «дикого» рынка земли. В этом русле стоит упомянуть собраны в прошлом году три миллиона подписей за продление моратория и широко анонсирован Аграрной партией Украины проект закона «Об Общегосударственной программе развития земельных отношений в Украине на период до 2025 года». Этим документом предлагается дать полноценный старт рынка земли не ранее 2024 Но его так и не удалось зарегистрировать в парламенте.

Настроения самих владельцев паев о введении рынка земли довольно неоднозначны. Как показывает анализ влияния открытия рынка на экономическое различных заинтересованных сторон, опубликованный Киевским международным институтом социологии в январе 2017, только треть опрошенных владельцев паев считают, что отмена моратория принесет выгоду для экономики Украины. А это, в свою очередь, свидетельствует об огромной кризис доверия к действующей власти в вопросе введения прозрачного рынка земли.

Впрочем, здесь есть и другая сторона медали, что касается стоимости аренды. Согласно исследованиям Экономического дискуссионного клуба в странах Евросоюза самая дорогая аренда в Нидерландах (791 евро за гектар), самая дешевая — в Латвии (46 евро). В Украине еще меньше. В 2017 средний размер платы за аренду одного гектара сельскохозяйственной земли составлял 1369 грн (около 41 евро) за календарный год (см. Рис. 2).

А теперь о стоимости — нормативную денежную оценку одного гектара. По данным Держгеокадастру, по состоянию на 1 января 2018 нормативная денежная оценка гектара пашни в среднем по стране составляла 27,5 тыс. Грн, то есть около 840 евро.

Фактически многолетним мораторием на продажу земель сельхозназначения владельцев паев лишили права просто продать свой пай (размер которого в Украине составляет от 2 до 5 га) и получить от 2 до 5 тыс. Евро. А с введением разумного и с прозрачным правилам рынка земли цена может вырасти в разы. Но для этого нужно соответствующее законодательство, которого парламент упорно не хочет принимать. И тогда суммы будут значительно больше и достигать десятков тысяч долларов. Большинство крестьян такие деньги видели разве что в воображении. Вместе с тем, как упоминалось выше, далеко не все владельцы паев будут готовы распрощаться со своей землей. Тем более не готовы говорить об этом политики, спекулируя на теме моратория. И заложником снова оказывается украинское село, которое и стало разменной монетой в отмене моратория на введение полноценного рынка земли.

Однако в случае его запуска мы предстанем перед угрозой дальнейшего сокращения малого и среднего агробизнеса, массовой миграции сельского населения в города-миллионники, истощение земель для производства экспортоориентированной продукции с относительно низкой добавленной стоимостью и вывода капиталов в офшоры. И, конечно же, нас ждет дальнейший упадок социальной инфраструктуры на селе и вымирания этих самых деревень.

Конечно, не хотят говорить об отмене моратория и владельцы агрохолдингов. Ситуация их вполне устраивает. Потому рентабельность выращивания, например, подсолнечника, по данным Госстата, в 2016 составляла 63%, зерновых культур — почти 40.

Земельная реформа Украины

Если позиция в Украине относительно земельной реформы разная, то международные финансовые институты, с которыми сотрудничает Украина, вполне однозначны. Например, одним из условий получения очередного транша МВФ является запуск полноценного рынка земли. Еще в прошлом году соответствующее требование ставили перед правительством Гройсмана, но тогда удалось «замять» этот вопрос. В марте этого года представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман в интервью украинским СМИ четко указал: «Земельная реформа — один из ключевых элементов программы реформ, поддерживаемых Фондом».

земельная реформа и государство

Всемирный банк также заявил о своей позиции относительно запуска рынка земли в Украине. Глава представительства Всемирного банка в Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахонен заметила, что их устраивает любой сценарий запуска рынка земли. В том числе и продажу земли ограниченным объемом (до 300 га) в одни руки только физическим лицам — гражданам Украины, ранее предлагало Минагрополитики.

Разговоры о возрождении украинского села перманентные и характерные для любой власти в Украине. В июле 2012 г.. Кабинет министров Азарова создал государственный Госзембанк. На этот институт возлагались стратегические задачи кредитной поддержки предприятий АПК и внедрение соответствующих государственных программ в сельском хозяйстве. Однако из-за отсутствия соответствующих изменений в законодательство банк с момента получения банковской лицензии почти не совершал банковской деятельности, предусмотренной уставом. Следовательно, был ликвидирован 10 сентября 2014 правительством Яценюка. Причины ликвидации этого финансового учреждения в постановлении Кабмина не уточняются.

Защищает права крестьянина, как и любого гражданина Украины, и действующая Конституция. Статья 41 Основного Закона гласит: «Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности». По этому поводу в украинских СМИ сторонники снятия моратория по-своему начали трактовать решения Европейского суда по правам человека, где говорится, что «абсолютный запрет на покупку и продажу земель сельскохозяйственного назначения стала непосильным бременем для заявителей». По мнению ряда экспертов, таким образом нарушено конституционное право распоряжаться собственностью, а следовательно, мораторий должен быть немедленно отменен. Впрочем, само решение не обязывает украинскую власть сделать это безотлагательно.

Всего в Украине насчитывается почти 42 млн га земель сельхозназначения. Большинство из них — 27700000 га — это частные паи. Учитывая нормативную денежную оценку, ее общая стоимость составляет около 40 млрд долл., Которые были бы существенным вливанием в экономику Украины. Для нас же основным инструментом возрождения и сохранения агропромышленного потенциала Украины должно стать не производство зерновых, а создание сельскохозяйственного производства с высокой добавленной стоимостью. Условия для этого есть. На лице.

Автор: Валерий Клочок, политический эксперт

По материалам Зеркало недели

Популярное

Наверх