Предприятия

Новый скандал: большой порт пытаются отдать оффшорной фирме

морской порт

Скандал с передачей в аренду государственного порта «Черноморск» китайском контейнерном оператору Hutchison Ports перерос в новую плоскость.

По данным Фонда госимущества Украины, Мининфраструктуры планирует подписать договор не с материнской компанией, а с фирмой Hutchison Ports Development Limited, зарегистрированной в оффшоре — на Британских Виргинских островах, о чем свидетельствует выписка из реестра БВО. По мнению бывшего заместителя Национального банка Украины Ярослава Солтыса, в случае передачи порта по такой схеме, государство потеряет контроль над предприятием.

«Контроля не будет вообще! Все, что за рубежом, мы его не контролируем. И никаких доходов в бюджет. Если государственный служащий что-то делает через оффшор, то значит он, будучи государственным служащим, обманывает украинский народ, обманывает украинский бюджет, украинский Минфин и украинское правительство. Если это правительство делает — то он обманывает сам себя «, — пояснил Солтис.

Эксперт отметил, что в случае подписания договора с оффшорной структурой, даже юридически обусловлены гарантии ничего не будут стоить, несмотря на то, что речь идет о дочерней структуре глобального оператора.

«Что может гарантировать оффшор? Он никто и звать его никак. На то он и оффшор, чтобы ни за что не отвечать. Гарантии может давать крупная компания — Сименс, Мерседес, Вольво и др. Дочерняя структура — это отдельное юрлицо, специально предназначена для того, чтобы оптимизировать расходы. Что такое оптимизировать? Не платить налоги «, — подчеркнул Солтис.

По мнению председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака, от оффшорной компании не следует ожидать не только инвестиционных вливаний, но и выполнение социальных обязательств, которые сегодня являются ядром конфликта между портовиками «Черноморская» и Мининфраструктуры.

«Конечно же оффшорная компания не будет нести никакой социальной ответственности. Потому что оффшорные компании сегодня есть, а завтра их закрыли. Поэтому это — высокий риск, в том числе для работников. Это очередное негативное черное пятно на имидже Украины как государства. Почему это делается через оффшор? Не исключено, что это компания какого-то украинского чиновника или политика «, — сказал Новак.

Эксперт не видит причин, почему бы Украина не подписать договор непосредственно с материнской компанией и не прибегать к офшорных схем. Если же договор все-таки будет подписан с компанией, зарегистрированной на БВО, это будет означать, что в Украине появится очередная схема по выводу капитала из страны.

«Оффшорные компании для того и создаются в зонах с льготным налоговым режимом — чтобы выводить капитал. Это единственная цель их существования, как таковых. Поэтому, если используется схема через оффшорную компанию, понятно, что это для минимизации налогообложения в Украине и для вывода капитала» , — уверен Новак.

При этом эксперт отметил, что на сегодняшний день практически не существует механизмов противодействия подобным схемам, кроме максимальной публичности.

«Единственное, чего наши чиновники и политики боятся, так это телекамер и телеэфиров. То есть широкого освещения этой темы, этого скандала», — резюмировал Новак.

Напомним, Одесское отделение ФГИУ подтвердил, что на аренду причалов №1-6 государственного порта «Черноморск» претендует компания Hutchison Ports Development Limited, зарегистрированная под номером 1004587 в реестре Британских Виргинских островов. Несмотря на то, что заявку на участие в тендере подала оффшорная компания, а также вопреки активного протеста трудового коллектива порта, ФГИУ и Мининфраструктуры готовят проведение конкурса в ближайшие недели.

Популярное

To Top