fbpx
Техника

Агробизнес-управление рисками,аналитика и прогнозирование.

IT-продукт для агросектора

Украинские фермеры не хотят не то, что внедрить, но и узнать о новых цифровых решениях, которые позволяют сделать аграрный бизнес более эффективным.

«Почему у вас при наличии в стране такого количества высококлассных программистов у вас такие дикие аграрии?», — недоуменно спросил меня недавно иностранный партнер, пишет в своем блоге на НВ Иван Кунь, гендиректор и совладелец проектно-инжиниринговой компании Interproekt Gmbh

IT инструменты и бизнес-культура.

Он был удивлен тем, что украинские фермеры не хотят не то, что внедрить, но и узнать о новых цифровых решениях, которые позволяют сделать аграрный бизнес более эффективным. Собственно, такая модель поведения присуща и агрохолдингам — при том даже тем, которые искренне декларируют, внедряющих передовые IT инструменты. На деле часто оказывается: что компании бросают внедрения IT-инструментария на полпути так и не добившись результата, а только потратив бюджет. Или эти инструменты в их компаниях почему-то не работают так эффективно, как должны были.

«Наши аграрии не дикие, они просто далеки от понимания, что такое бизнес-культура и привыкли ориентироваться на действующие традиции, даже если они не являются эффективными», — заступался я своих клиентов. Но моего эстонского коллегу мой аргументы не подействовал.

Он по-прежнему настаивал, что глобальную цифровизацию агробизнеса украинским аграриям надо принять, как факт и перестать жить в дремучем лесу.

Информационные технологии для аграриев.

«IT — это не просто отдельные решения, то улучшают в работе подразделений. Информационные технологии должны быть «вшиты» во все процессы. Ты не можешь эффективно управлять тем, чего ты не можешь посчитать и оцифровать», — настаивал эстонец.

Но количество эффективных решений для аграриев вряд ли может повлиять на способность руководителей компании «распознать» и осознать эти IT-продукты как возможности для своих компаний.

К чему мы пришли с моим иностранным коллегой делясь опытом продвижения IT-решений для агро?

1. IT и агро пока не пересекаются, несмотря на большое количество ивентов, которые проходят для того, чтобы как раз познакомить аграриев с IT-стартапами. Проблема в том, что эти два бизнеса говорят совсем на разных языках. И чтобы мелкому и среднему фермеру понять айтишника, ему надо пройти хотя бы небольшое обучение. Чтобы аграрию,что то продать, его надо сначала научить этим пользоваться. Но точно также программистам нужно внимательно слушать «боль» аграриев, понять их логику, чтобы эффективно решать их проблемы.

2. Украинские аграрии достаточно консервативные люди — если у них что-то работало до вас, то вряд ли они захотят что-то улучшать. Например, они привыкли молиться на природу и бороться с кражами дедовскими способами, и будут настаивать на том, что так эффективнее. Говорить с ними нужно только языком цифр, причем лучше не в денежном эквиваленте, а в центнерах и тоннах, в этом смысле их воображение работает безупречно.

3. Несмотря на успешную «витрину» многих аграрных компаний, на самом деле легко столкнуться с беспорядком и отсутствием четко выписанных бизнес-процессов. Любое IT-решение основано на логике, ключевых процедурах и результатах. Иногда на внедрение решения, которое может увеличить прибыль с одного гектара на 20%, идет много месяцев, прежде чем коллектив согласиться на то, чтобы поменять свою корпоративную культуру. Люди не любят изменения и начинают обвинять IT-решения в том, что оно не работает. Хотя на самом деле, оно просто четко показывает эффективность работы каждого сотрудника. Саботаж коллектива — часто признак эффективности предложенного решения.

4. Владельцы и сами не готовы к изменениям культуры ведения бизнеса. Вот был у нас клиент, мы внедряли ему систему учета, поставили датчики на все оборудование, обучили операторов, трактористов, описали процессы. И вот стало понятно, кто после изменения сливает бензин, и лучшие трактористы стали увольняться. Владелец в панике: «Вы мне все поломали!». А ты просто подними людям зарплату, создай прозрачную и понятную мотивацию, и они перестанут воровать.

5. Если владельцы мелких и средних агропредприятий (за редким исключением) предпочитают дедовским методам против новых технологий, то крупные агрокомпании внимательно изучая рынок аграрных стартапов, пытаются изобрести свое колесо.

Уровень цифровой зависит от топ-менеджмента.

Им почему-то кажется, что собственный IT-отдел способен предложить уникальное решение. На самом деле, не думая о том, что прежде чем запустить какую-то идею, стартаперы собирают огромное количество информации, выдвигают гипотезы и строят теории, именно поэтому у них гораздо больше шансов найти уникальное решение.

Уровень цифровой продвинутости компании зависит от топ-менеджмента. Кто-то уже научился пользоваться айфоном, а кто-то пользуется еще кнопочным телефоном. Есть в агросекторе совсем «дикие» предприятия, но среди крупных холдингов таких нет. Крупные компании будут задавать тон изменений. Уже сейчас агрохолдинги, которые заказывают для своих работников бизнес-стимуляторы, чтобы научить новым подходам и помоделюваты разные модели поведения. Например, для трактористов разработана игра, которая наглядно показывает зависимость между глубиной вспашки и полученным урожаем. Или вот все тот же холдинг заказал бизнес-симулятор, который подтягивая открытые статистические данные помогает прогнозировать бизнес-результаты, учитывая погоду, цену ресурсов, цену готовой продукции. Для украинского агрария это все еще звучит как фантастика, но европейском уже давно понятно — агробизнес — это управление рисками, аналитика и прогнозирование.

Популярное

Наверх