В Украине существенно вырос теневой сегмент алкогольного рынка. В связи с этим, производителям крепких алкогольных напитков и вина в этом году придется «не сладко». Об этом заявил независимый эксперт рынка алкогольных напитков Игорь Товкач.
«Если вхождения в 2018 пивоваров сопровождается рядом благоприятных экономических предпосылок, позволяющих им надеяться на постепенное возрождение отрасли, то у производителей крепкого алкоголя и вина перспективы возродить рынок пока выглядит сомнительно. Все объясняется просто. В пива с внешних серьезных факторов, определяющих успешность бизнеса, является индекс покупательной способности. Поэтому, как и в случае с BigMac-индексом, рост потребления янтарного свидетельствует об улучшении благосостояния населения (при прочих равных условиях).
Куда как сложнее с потреблением крепких спиртных напитков в Украине. Усилиями, в том числе и представителей регулятора, в стране невероятно вырос теневой рынок. Он давно «задавил» легальных производителей и они вынуждены спасают свой бизнес ростом минимальных розничных цен (МРЦ) «, — пояснил эксперт.
Легальные производители прекрасно понимают прямую взаимосвязь цены и спроса, так отчаянно сопротивляются инициативам дальнейшего увеличения акцизов, отметил Толкач.
«Но, согласитесь, трех-, четырехкратная и более преимущество в стоимости алкоголя на полке — и предложения теневика уже не остановить мораторием на рост акциза на крепкие алкогольные напитки, как надеется Регулятор, заморозив этот косвенный налог в 2017 году», — отметил эксперт.
Госбюджет минус 10-12 млрд грн., ежегодно.
Напомним, что официальные производители алкоголя констатируют бездействие власти в вопросах противостояния нелегалам уже не первый год. А госбюджет, тем временем, ежегодно недополучит от алкогольной промышленности около 10-12 млрд грн.
«Для того, чтобы изменить ситуацию, нужна четкая и системная государственная политика в спиртовом и алкогольном сегменте», — говорит председатель совета директоров Beverage Trading Company Ольга Ивушкина.
По ее словам, главная проблема сегодня — это налоговая составляющая, размер которой не соответствует возможностям рынка.
«Акцизы нужно привести к трезвым и обоснованных размеров», — считает она.
«Ставка акциза должна быть такой, чтобы легальный производитель мог конкурировать ценой с теневым бизнесом. Имея конкурентную цену на рынке и гарантируя при этом качество товара (чего не могут сделать нелегалы), официальные производители и дилеры в течение определенного промежутка времени, пользуясь исключительно рыночными механизмами конкуренции просто вытеснят суррогатную, нелегальную, серую и черную алкогольную продукцию с рынка. по меньшей мере — этот сегмент потеряет те лидирующие позиции, которые занимает сегодня «, — подытожила эксперт.
УНН
