Мир

Почему украинским производителям овощей и фруктов так сложно выйти на рынок ЕС

экспорт фруктов в ес

Соседство с одним из крупнейших мировых рынков сбыта, странами ЕС, и действующая более 2 лет зона свободной торговли с этим регионом должны стать одним из главных стимулов для развития плодоовощного экспорта из Украины. Впрочем, развитие в этом направлении происходит достаточно медленно, эксперты считают, что большой преградой в данном случае является несовместимость форматов ведения бизнеса в европейских странах и Украине.

Отсутствие планирования производства и сбыта

«В Украине львиная доля производства сконцентрирована в мелких хозяйствах, которые работают в« тени »и не стремятся к объединению. Это создает невыгодные условия для тех фермеров, которые решились работать легально. Достаточно часто, заплатив налоги и выполнив все требования розничной сети фермер, по факту, продает более качественный товар дешевле, чем тот, кто торгует со склада по наличные. Это очень где мотивирует тех, кто стремится стать частью организованной системы торговли, без которой экспорт на цивилизованные рынки просто невозможно », — рассказала Татьяна Гетьман, руководитель департамента маркетинг-аналитика оптового рынка ОРСП« Шувар », во время выступления на конференции« Современное плодоовочивництво- 2018 », организованной проект UHBDP. Событие проходит сегодня, 27 июля 2018 года в рамках выставки «Агропорт Юг Херсон 2018»

Отсутствие планирования производства и сбыта на основе оценки реального спроса внутреннего или внешнего — это еще одна проблема, которая не позволяет нам «зацепиться» за более цивилизованный рынок. Кроме того, у нас еще не прижились контрактные взаимоотношения с покупателями, которые являются основой работы плодоовощного бизнеса в развитых странах с наибольшим уровнем потребления овощей и фруктов. Из-за этого, наш рынок хаотичен и плохо прогнозируемый в таких условиях развивать экспорт очень сложно.

фрукты украина

«В странах ЕС и фермеры, и трейдеры, и розничные сети зарабатывают благодаря стабильным поставкам, поэтому, все заинтересованы в сохранении этой стабильности. А у нас зарабатывают на перепаде цен. Услышав о возможном росте цены, фермер, или перекупщик, который имеет на хранении продукцию, просто приостанавливает торговлю, создавая условия для заработка импортерам. Затем, этот объем появляется на рынке и обрушивает цену. И, кстати, довольно сложно спрогнозировать когда именно этот сдержанный объем появится на рынке », говорит эксперт.

Об экспорте украинские фермеры вспоминают только тогда, когда внутренние цены становятся неудовлетворительными, но одного желания здесь недостаточно, нужны знания и желание получать ценный экспортный опыт.

Трезво оценить свои возможности

«Украинские фермеры чаще всего не принимают участия в экспорте операциях, за них это делают трейдеры, которые тоже не всегда владеют информацией о реальных потребностях внешнего покупателя. Такая схема работы с одной стороны удобная производителю, но она изолирует его от ценных знаний о потребностях клиента. Дело в том, что об экспортной качестве надо думать еще во время вегетационного периода. Мы же пытаемся формировать экспортную партию путем переборки уже собранного урожая на складе, поэтому, часто даже на базе крупного производства создать экспортную партию достаточно сложно, не говоря уже о мелких производителей, которые формируют критическую массу предложения плодоовощной продукции в Украине », — говорит Гетьман .

По мнению эксперта, оценить свои возможности в экспорте украинскому производителю не сложно. Для этого, нужно услышать потенциального партнера, тщательно ознакомившись с условиями контракта и спецификации. Затем, нужно трезво оценить свои возможности выполнить эти обязанности, быть готовым работать по контракту и довольно часто по фиксированной цене минимум один сезон, а главное научиться ждать деньги — срок расчетов в европейских сетях иногда длится более 2-х месяцев.

«Большинство производителей сразу скажут, что выполнить такие условия невозможно. Но давайте задумаемся, именно эти условия позволяют европейским фермерам делать бизнес успешным и передавать его из поколения в поколение. Я думаю, так выглядит мечта большинства украинских производителей », — отметила Татьяна Гетьман.

Также, госпожа Гетман отметила, что в структуре экспорта плодоовощной продукции в перспективе важную роль будут играть оптовые рынки, на базе которых можно сформировать экспортные объемы продукции от мелких и среди них производителей. Примером является рынок ОРСП «Шувар, который находится в очень удобной пограничной с ЕС зоне во Львове. Рынок имеет надлежащую инфраструктуру для хранения продукции, то есть, может выполнять функцию распределительного центра. Кроме того, «Шувар» является удобной площадкой для реализации продукции, не прошедшей инспекцию требовательных европейских покупателей.

Напомним, по данным «Инфо-Шувар», рейтинг экспорта украинских овощей состоянию на 2017 год традиционно возглавили тепличные томаты, они же имеют наибольшую долю экспорта в структуре производства. В плодовоягодных сегменте лидером является яблоки, но наибольшую долю экспорта в структуре производства имеет голубика — более 70%. Официально Беларусь остается главным внешним рынком сбыта для украинских овощей и фруктов. В 2017 году наибольшую долю среди стран ЕС структуре экспорта серд овощей имеют тепличные огурцы, а среди плодовоягодной продукции арбузы, сливы, черешни, голубика, яблоки, малина и вишня. Надо заметить то, что яблоки, сливы, вишни и малины экспортировались в прошлом году в страны ЕС в основном в качестве сырья для замораживания и производства соков.

По материалам: «Инфо-Шувар»

Популярное

To Top